Когда праздник!


Истории под елкой: традиции новогодних подарков – дорогие и деловые

Подарки – наверное, самая приятная и самая универсальная новогодняя традиция. Сотни лет они помогают сохранить ощущение чуда в любом возрасте – от 2 до 99.

В преддверии новогодних праздников расскажем о самых экстравагантных подарках в истории, о том, что лучше дарить деловым партнерам и почему американцы прилагают к презенту… кассовый чек.

Подарки и ёлка – атрибуты Нового Года

Обычай праздновать Новый год существовал еще в третьем тысячелетии до нашей эры. А начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. Этот день римляне посвящали Янусу – богу выбора, дверей и всех начал, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперед, а другое – назад. Уже тогда они очень охотно обменивались подарками – от роскошных до самых простых, например хлеба и вина. Подарки считались подношением чтимым богам, в частности богине плодородия Странии.

С VI века н. э. Новый год постепенно отходит на второй план: 25 декабря церковь начинает отмечать Рождество Христово. Именно с этим праздником на Западе и сегодня связывается обычай украшать елку и дарить подарки. В России, хотя Новый год и принято было отмечать (сначала в сентябре, а начиная со времен Петра I – в январе), тенденция была такая же: Рождество было главным зимним праздником. Это продолжалось вплоть до 1917 года, когда новая власть отменила выходной день 7 января, и праздничные обычаи перенеслись на Новый год.

Можно сказать, что сегодня мы в более выигрышном положении, чем жители Европы и Америки: традиция отмечать Рождество активно возрождается и в то же время сохраняется обычай ярко праздновать Новый год.

В то время как христианство распространялось по миру, шла борьба за искоренение старых обычаев, в том числе и обычая дарения подарков. Впрочем, всеобщее стремление сохранить любимую традицию было настолько сильным, что церковь исхитрилась и нашла ей христианское оправдание.

Вспомнили о волхвах, которые принесли дары младенцу Христу, который, в свою очередь, сам по себе является даром искупления и вечной жизни, преподнесенным человечеству. Так за подарком была закреплена репутация чего-то волшебного, большего, чем даримая вещь сама по себе. Не зря в сказках всего мира все магические артефакты (скатерть-самобранка, свирель, чудесный меч и пр.) обретают полезные свойства лишь в том случае, если их передали по доброй воле.

Сколько стран, столько традиций

Яркие новогодние подарки под ёлкой

Конечно, осветить все подарочные традиции мира за один раз невозможно. Расскажем о самых необычных. Например американцы тратят на подарки больше прочих наций: от 50 до 800 долларов на человека каждое Рождество.

Причем подарки принято дарить с чеком: он нужен для того, чтобы при случае можно было вернуть подарок обратно в магазин. В первых числах января в магазинах образуются большие очереди желающих сдать не понравившийся подарок.

Бельгийцы подходят к выбору подарка не просто как к приятному времяпрепровождению, но как к ответственному мероприятию. Смысл подарка дарящий объясняет устно или на карточке, приложенной к нему, и выбор никогда не бывает случайным.

Эскимосы Гренландии дарят друг другу на Новый год вырезанные изо льда фигурки моржей и белых медведей. Такие подарки в суровом климате, в жилищах изо льда и снега хранятся очень долго.

Под Рождество в Ирландии принято преподносить деньги тем, кто в течение года оказывал семье какие-нибудь услуги, – например почтальону, который доставлял письма, или молочнику, ежедневно снабжавшему всю округу свежим молоком.

Китайцы дарят на Новый год парные предметы, символизирующие семейную гармонию: две чашки, пару фужеров, парные подсвечники и др.

Отмечать Новый год иллюминацией и фейерверками придумали в Китае, где считалось, что громкий шум и яркий свет позволяют отогнать злых духов

Во Франции дарить женщине парфюм может только ее муж.

Шведы традиционно дарят друг другу самодельные свечи. Так повелось из-за того, что зимой у Полярного круга рано темнеет, а свет символизирует дружбу, радушие, веселье.

Японцы дарят друг другу осэйбо – традиционные незамысловатые подарочные наборы (баночки консервов, ароматное мыло и прочие полезные в хозяйстве мелочи). По мнению историков, эта традиция зародилась еще в Средневековье, когда самураи в конце декабря обязательно обменивались подношениями, строго соответствовавшими их положению в феодальной иерархии.

Отдали самое дорогое

Рейтинг самых дорогих новогодних подарков, составленный журналом RobbReport, возглавляет английское поместье XVII века стоимостью 89,8 млн долларов. В первую пятерку также вошли шахматы от Фаберже за 12,5 млн долларов и автомобиль-амфибия, который обошелся дарителю в 4,5 млн долларов.

История человечества в целом богата на экстравагантные подарки, подчас романтичные и даже трогательные. Например, король Людовик XIV подарил своей королеве соболиное манто длиной полтора километра. Подарок был не столько оригинальным, сколько практичным: каждое утро королева имела обыкновение прогуливаться босиком по саду от замка до беседки, и, чтобы сделать прогулку комфортной, король подарил даме сердца соболиную «дорожку» длиной как раз в ее утренний маршрут.

Греческий миллиардер Аристотель Онассис сделал, пожалуй, один из самых дорогих подарков в истории: своей любимой Жаклин Кеннеди он преподнес остров Скорпион в Ионическом море. На этом острове они и поженились.

Не отстал от него и голливудский актер Ричард Бартон: в 1969 году его супруга, знаменитая Элизабет Тейлор, получила в подарок огромный грушевидный алмаз в 69,42 карата. Безымянный бриллиант был куплен актером на аукционе Cartier с условием, что новый владелец присвоит ему имя. Супруги назвали бриллиант «Тейлор-Бартон». Элизабет пожелала носить его в виде кулона. В 1978 году, после развода с Бартоном, Тейлор выставила бриллиант на продажу, и в июне 1979 года он был продан почти за 3 млн долларов США. Последний раз камень видели в Саудовской Аравии.

Впрочем, огромный бриллиант – не самое большое произведение ювелирного искусства, когда-либо преподнесенное женщине. Его намного превосходит красивейший мавзолей Тадж-Махал, возведенный шахом Джеханом в память о любимой жене. Каждый сантиметр поверхности стен Тадж-Махала украшен резьбой. По слухам, завоеватели-персы, которые разграбили и почти что сравняли с землей столицу Индии – Дели, не посмели даже приблизиться к Тадж-Махалу.

Подарки только по делу

Отдельная категория подарков – подарки деловые. Тут действуют свои правила, которые диктует корпоративная культура. Обычно деловой презент предназначается человеку, о вкусах которого вы мало что знаете, да и в принципе не обязаны знать. Поэтому подарки для официальных лиц, как правило, связаны с их сферой деятельности.

Существуют и отдельные правила приема деловых подарков. Так, если подарок вручается публично, например на церемонии, и не в открытом виде, то его не принято разворачивать и рассматривать. Особенно трудно определиться с деловым подарком, если его нужно преподнести представителю другой культуры.

Да-да, национальные традиции дарения деловых подарков не менее важны, чем дарения подарков личных! Например, в США и Канаде дорогостоящие подарки деловым партнерам считаются неприемлемыми. Дело в том, что официально полученный подарок стоимостью более 50 долларов должен быть занесен в декларацию о доходах. На Ближнем Востоке не стоит протягивать подарок левой рукой, поскольку она считается «нечистой». Партнерам из Бельгии, Франции, Германии, Португалии и Испании не стоит дарить подарки с товарным знаком вашей компании.

Если вы очень хотите, чтобы корпоративные данные присутствовали на презенте, используйте их только на упаковке. И, конечно, даже самый мелкий бизнес-сувенир не стоит презентовать одному и тому же человеку дважды.

Чтобы избежать накладок, ведите учет: что, кому и когда дарили. Достаточно сформировать адресную базу всех партнеров, с которыми поддерживаются постоянные отношения, и заносить туда подобные сведения. Такой порядок, кроме прочего, позволит контролировать затраты и формировать бюджет на подарочные программы к праздникам.