История и современность электронной музыки: хаус и транс крутых вечеринок
Чем хаус отличается от транса, где проходят самые крутые вечеринки, какую музыку мы будем слушать через 20 лет – на эти и многие другие вопросы Вы найдете ответы ниже, а также узнаете, как развивался этот популярный музыкальный жанр.
Немного истории электронной музыки
Электронная музыка (на английском electronic music) – сегодня один из самых прогрессивных, динамично развивающихся и популярных музыкальных жанров. Она создается при помощи различных электронных средств: синтезаторов, секвенсоров, драм-машин и других. Как жанр она начала развиваться во второй половине XX века и включает в себя десятки разновидностей: хардкор, техно, дрилл-н-бэйс, хаус, транс и другие.
Источник фото: Merlijn Hoek / CC BY-NC-ND 2.0
Жанр начал набирать популярность в 1960–1970-х годах прошлого века. На это повлиял тот факт, что синтезаторы появились в продаже по доступной цене и их стали активно использовать многие артисты, например Giorgio Moroder, Jean-Michel Jarre, Donna Summer и Kraftwerk. Благодаря этим музыкантам в 1970-х появилось диско, а Kraftwerk стали первыми, кто написал песню при помощи синтезатора, драм-машины и вокодера – особого устройства, которое меняет голос. Таким образом вокал мог стать роботоподобным. Этот подход изменил музыку – схему Kraftwerk по сей день используют тысячи артистов.
Разнообразие электронных стилей
Современная танцевальная электронная музыка (EDM) по большому счету вышла из диско и синти-попа 1980-х. В числе творцов этого стиля были Visage, Depeche Mode, Yazoo и многие другие. Именно они сделали синтезатор ведущим инструментом, звук – искусственным, а акцент – на ритмике. Руками и силами Frankie Knuckles, Marshall Jefferson и лейблов-новаторов Trax и DJ International развился музыкальный стиль хаус. Его звучание отличает семплинг – звуковые вставки, которые время от времени повторяются и частично совпадают с ритмом. Часто используются пианино, мажорные аккорды синтезатора, а бас-линия создается в стиле фанк или диско.
«Музыка, звучащая как технология» – так говорил о техно один из создателей этого стиля Juan Atkins. Звук техно искусственный, фрагменты часто повторяются – уже в начале 1990-х этот стиль станет самой популярной танцевальной музыкой в мире, а треки Das Boot от U96 и Anasthasia от Т99 завоюют хит-парады планеты. Популяризации этого стиля музыки также посодействовали клубы, которые в 1980-х практически повсеместно открывались в Европе и Северной Америке. Так, культовым стал первый клуб Talla2XLC во Франкфурте и Warehouse в Чикаго (от его названия произошел термин «хаус»).
В 1990-х расцвела культура диджеинга – этому способствовали компьютеры, ведь поклонники этой музыки получили неограниченные возможности для того, чтобы создавать музыку самостоятельно. Важным явлением стали рейвы – грандиозные ночные вечеринки. Затем появились такие популярные стили, как транс, драм-н-бэйс и дабстеп.
Чем они отличаются друг от друга? В трансе бас повторяется и плавно меняется, скорость колеблется от 128 до 145 ударов в секунду – как раз для того, чтобы погружать слушателя в трансоподобное состояние. Знакомясь с этим жанром, важно не пропустить музыку Cosmic Baby и Oliver Lieb. Драм-н-бэйс представляет собой смесь из индустриальных звуков, ломаных ритмов, элементов джаза и фанка. Стоит обратить внимание на таких артистов, как Goldie, LTJ Bukem, DJ Hype. В нулевых возник дабстеп – стиль, для которого характерны низкочастотный бас, ломаный брейкбит и темп около 140 ударов в минуту. Понять, что это такое, можно, послушав Burial, Skrillex, Nero.
Конечно же, стилей и жанров намного больше. Все они перемешиваются, заимствуют элементы друг у друга. Чтобы их описать, потребуется создать целую книгу, а чтобы научиться их различать – несколько месяцев усердных тренировок.
Согласно Doandroidsdance.com, на сегодняшний день топ-5 жанров электронной музыки выглядит так: 1-е место – хаус, 2-е – техно, 3-е – транс, 4-е – дабстеп, 5-е – драм-н-бэйс.
Если верить PromoDJ.com, россияне предпочитают их несколько в ином порядке: 1-е место – хаус,
2-е – драм-н-бэйс, 3-е – транс, 4-е – дабстеп, 5-е – техно.
Электронная музыка покоряет мир
В XXI веке электронная музыка стала еще популярнее. Крупнейший в этой сфере онлайн-магазин Beatport продает – по самым скромным подсчетам – около 40 млн цифровых копий в месяц. А по версии американского журнала DJ Times, 97% подростков когда-либо мечтали стать диджеями. Сравните: только 62% тинейджеров хотели бы начать актерскую карьеру. Тенденции и моду на мировой арене определяют США, Германия, Бельгия и, конечно, Великобритания и Нидерланды.
Кстати, ведущие лейблы Ministry of Sound, Global Underground, Defected – с Туманного Альбиона, а Armada Music основан в Голландии. Ведущие диджеи – Armin van Buuren, Tiesto, Hardwell и Afrojack – голландского происхождения.
Самые важные события в мире электронной музыки – это американский Ultra Music Festival, собравший в 2013 году более 300 тыс. человек, бельгийский Tomorrowland и испанский Sonаr. Они выделяются не только выступлениями прогрессивных диджеев; именно здесь воплощаются самые новые музыкальные и мультимедийные технологии, организуются световые и лазерные шоу. Культовые вечеринки проходят в Гоа и на Ибице.
Armin van Buuren в интервью ClubConcept.ru заявил, что «готов летать на Ибицу хоть каждую неделю», – настолько хороша там атмосфера. А в топ-3 лучших клубов мира по версии DJ Mag в 2013 году вошли клубы Space Ibiza и Pacha Ibiza. Их опережает только бразильский Green Valley – благодаря огромной сцене, пиротехнике и удачному подбору артистов.
Электронная музыка в России
Первыми диджеями в России были Janis Krauklis и OJO, а также их ученики: Грув, Fonarev, Слава Финист и Шмель. Рейвы в нашей стране проводятся с начала 1990-х. В это время открылось множество клубов, некоторые из них стали культовыми: Galaktika, Plasma, Jumanji. Пальму первенства в популяризации электронной музыки подхватили радиостанции «Радио Рекорд» и «Станция 106,8» (последняя была закрыта в 2001 году). Кстати, подразделение первой – Radio Record Label – сегодня один из ведущих отечественных лейблов, занимающихся электронной музыкой.
Профессия диджея в России настолько массовая, что ей посвящено множество интернет-мемов. Кто же сегодня лучшие из лучших? По версии PromoDj.com (по данным на 18 февраля 2014 года), лучший российский диджей – DJ Шевцов, выступающий не только в России, но и за рубежом. Он организовал собственное промоутерское агентство 4djs, в которое вошли ведущие московские диджеи.
На второй строчке Fonarev – ведущий радиопрограммы «Знаки» DFM, один из самых авторитетных диджеев, игравший в Берлине и на Ибице. Третье место занимает DJ Feel, ставший диджеем 2013 года по версии телеканала MusicBox.
Многие российские артисты, такие как Arty, Swanky Tunes, играют на крупнейших фестивалях, например на Global Gathering и Tomorrowland. Электронная музыка в России развивается, и это не может не радовать.
Электронная музыка будущего
Что ожидает электронную музыку в будущем?
Brian Eno, изобретатель эмбиента (фоновой музыки без ярко выраженного ритма), утверждает: наш завтрашний день – это генеративная музыка, динамичный формат, который постоянно изменяется. Работает это так: вы ставите трек, а специальная программа располагает его элементы в случайном порядке. Композитор даже не знает, что получится, – результат неизвестен. Прослушивание становится уникальным событием.
Brian Eno уже выпустил интерактивные альбомы Scape, Trope, Bloom, Air, доступные на сайте generativemusic.com. Их можно проигрывать традиционным способом, а можно поставить задачу программе – воспроизвести элементы в случайном порядке. Британский экспериментатор Adam Jansch и вовсе записал работу, композиция и аранжировки в которой меняются. Она называется Future EP, и у нее есть 1 418 633 882 621 706 240 вариантов воспроизведения. Фактически нет никакой вероятности услышать эту работу дважды. Ознакомиться с творчеством можно на официальном сайте музыканта adamjansch.co.uk.
Возможности технологий сегодня безграничны: человек с компьютером в любой момент может получить в свое распоряжение все, что было создано за всю историю музыки. Единственные границы для творчества – это те, которые он поставит себе сам. Тысячи самодеятельных музыкантов создают будущее, сидя у себя дома. И каким оно будет, зависит только от них и от Вас.
Источник: Журнал "Время жить" Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-35231 от 17.02.2009 г. Учредитель ОАО «АЛЬФА-БАНК»